Исследование гор Куньлуня и малых народностей Китая Внутренние обряды Чжуанов

Время течет потоком в двух направлениях - внутренним и внешним потоком.
Внешний поток времени выходит за пределы ощутимой реальности человеческой жизни. Это поток времени, соединяющий явленную реальность в единое целое.
Внутренний поток времени протекает в ощутимом человеческом мире, это время жизни человека от рождения до смерти.
В жизни общества течение времени упорядочивается двумя типами обрядов. Внешний поток регулируется праздниками, которые отмечают сообща в течение года. Это в первую очередь встреча Нового года, обряд почитания первопредков, праздники урожая. Внутренний поток времени упорядочивается тремя главными обрядами – это обряды, связанные с рождением, свадьба, и похороны.

Рождение
Рождению детей по поверьям чжуанов покровительствует богиня Хуапо.
Богиню Хуапо зовут также родоначальница Люцзя, что переводится как «шесть знаков цзя». Знаком цзя 甲 начинается шестидесятеричный цикл времени в традиционном китайском календаре.
Этот цикл описывает всю полноту изменений качеств времени в течение одного круговращения силы дыхания Неба и Земли, подобно циклу дыхания человека, смены дня и ночи.
Шестидесятидневный цикл состоит из шести десятидневок, каждая из которых начинается знаком цзя. Это точки во времени, задающий определенное качество времени на каждые десять дней. Сгущаясь, это качество в сознании превращается в образы, которые, получив имена, становятся мифологическими персонажами. Люцзя, таким образом, является порождающей силой этих образов.
Так же знак цзя является образом янского дерева, которое описывает движения потока времени на фазе рождения. Так, весной этой силой мощно пробиваются сквозь землю первые ростки травы и цветов. В китайском языке словосочетание со знаком цзя - 身懷六甲 - переводится как «быть беременной», что так же указывает на порождающую силу времени.
Согласно преданию, Хуапо является матерью первопредка чжуанов по имени Булото. Булото согласно повелению Небесного владыки пришел на землю и вместе со своей женой и создал первых людей. Посему Хуапо является главной праматерью, прародительницей народа.
В народе чжуанов рассказывают, что сама Хуапо появилась из бутона прекраснейшего цветка. Благодаря ее саду Люцзя люди во всем мире получили возможность созерцать цветы редкой красоты. Ее имя Хуапо означает Девушка-Цветок. Чжуаны верят, что земные дети – это бутоны из сада Хуа юань, что находится за домом богини Хуапо.
Чжуаны совершают обряд поклонения богини Хуапо в день ее рождения – в 29 лунный день второго лунного месяца. Женщины одного поколения собирают деньги на курицу, утку и благовония для подношения богине. Курица и утка – это домашние птицы, которые несут яйца. Яйцо является образом вселенной, в которой зарождается жизнь. Жители всей деревни все вместе идут на дикие поля, чтобы собрать большие охапки цветов, которыми украшают дом и алтарь. Так же совершаются моления Хуапо о здоровье детей. Если в семье есть девушка, которая еще не рожала, она совершает моление о рождении детей. Рано утром она идет в поле, собирает цветы, делает подношения и молится.
Когда женщина забеременеет, приглашают шамана Шигуна. Он идет в поле с дикими цветами, читает там молитвы, прося богиню благословить душу новорожденного, собирает букет цветов. Затем сооружают небольшой мостик надо рвом, и передают букет цветов через этот мостик.
Роды, как и беременность для Чжуанов крайне важны. Как только девушка забеременела, ее мать каждый день должна ткать одежду и обувь будущему новорожденному. Родители мужа в тот же день, как они узнали, что невестка беременна, готовят праздничный ужин из утки, яиц, клейкого риса номи. Непосредственно после рождения малыша совершают обряд благодарения богине Хуапо. Так же существует обычай на дверь в спальню ребенка и матери вешать листья или же нож - это символ того, что в доме есть маленький, и вход чужим воспрещен во избежание сглаза и болезней. У изголовья его кроватки Чжуаны непременно кладут много ярких бумажных цветов. В первые три дня ребенка никому не показывают. Только мать и отец могут общаться с маленьким, отгоняя своей любовью нечисть и болезни.
Как только ребенку исполняется ровно 1 месяц, родственники приходят посмотреть на него и дарят подарки. Как правило, это утка, курица, яйца - символ матери и ребенка. Каждому гостю наливается бокал сладкого белого вина. После этого родители жениха выбирает счастливый день для того, чтобы молодая с ребенком отправилась в отчий дом на несколько дней. Свекровь должна намазать от сглаза лоб младенца пеплом из домашнего очага.
Таким образом, и зачатие, и беременность и само рождение обязательно освящается обрядами. Обращение к праматери всего народа создает сообщение с источником жизни и создает целостную осмысленность появления человека в мир.

Свадьба
Высшей точкой развития личной судьбы человека является образование семьи, которое обозначается главным обрядом жизни – свадьбой.

Согласно обычаю народности чжуан, свадьбе предшествует длительное знакомство. При этом выбор совершает девушка. У молодых девушек в семейном доме есть отдельная комната, или отдельный домик, где она может принимать молодого человека, своего возлюбленного. Девушка может достаточно долго и тщательно выбирать будущего мужа.
Молодые принимают решение о выборе спутника или спутницу жизни во время главных праздников. Во время распевания любовных песен и исполнения ритуальных танцев, девушки и юноши могут обменяться подарками в виде сахара, рисовых лепешек, узорчатых платков как знак обоюдной симпатии.
Принимая решение о соединении судеб в дни праздников, времени соединения Небесного и Земного, молодые люди таким образом становятся сопричастными к силе творения мира. Свадебный обряд состоит из шести основных частей.
Когда принято решение о создании семьи, жених посылает в дом невесты подарки, серебряные свадебные украшения. Далее родители жениха узнают, как зовут невесту, какое родовое имя, какое время ее рождения. Они приглашают знающего человека, гадателя и по времени рождения жениха и невесты и определяют насколько они подходят друг другу по судьбе. В домашнем храме семьи жениха совершают гадание о судьбе. Если судьба благоприятна, то сообщают об этом семье невесты и посылают подарок, утверждающий помолвку. Затем выбирают дату для свадебного обряда. В календаре выбирают счастливый день, затем записывают эту дату на красной клеящейся бумаге, и просят сваху отправить семье невесты это послание, спросив их мнение. Если семья невесты не возражает, тогда дата считается определенной.
Сам свадебный обряд проходит в доме жениха.
Невеста одевает самую торжественную и яркую одежду, которая обязательно должна быть новой, серебряное ожерелье, браслет, серьги, повязывает голову красным платком. Эти украшения и одежда являются пожеланием богатства и процветания и достатка будущей семьи.
На свадебный обряд приглашают ведуна, который перед домом жениха в ожидании невесты непрерывно бьет в черный барабан, отпугивая несчастья и привлекая удачу.
Невеста обязательно проходит по красной дорожке, не разу не обернувшись, показывая свою принадлежность дому будущего мужа. После жених взрывает хлопушки, отдавая почесть духам предков и оповещая о великом торжестве.
Первую брачную ночь не проводят в тот же день, т.к. духи рода не сразу принимают новую женщину в доме. После свадьбы молодых новобрачная возвращается жить в отчий дом, и только во время больших праздников или во время жарких сезонов полевых работ она может совсем немного пожить в семье мужа. После того, как невеста забеременеет, она переходит жить в дом супруга, и в дом родителей она больше не возвращается.


Фото 1. Родственники со стороны невесты направляются в дом жениха с дарами.

Свадьба является обрядом, соединяющим судьбы двух родов. Человек понимает себя как нить в ткани своей семьи, своего рода, поэтому к выбору спутника относятся осознанно. Новая связь образует новый узелок, новый узор на полотне жизни рода. Будущее его создают с любовью, обязательно глубоко почитая и уважая своих прошлое предков, сохраняя таким образом непрерывную нить жизни всего народа.

Похороны
Для людей народа чжуан важно не только правильно по обряду прожить жизнь, важно так же и правильно умереть.
Смерть человека понимается как обратная сторона жизни. Чжуаны понимают мир как превращение вещей и сущностей, поэтому они верят, что, оставляя тело, дух человека продолжает свое путешествие по узорам сознания.
Важным моментом является также четкое осознание непрерывности связи поколений, и умерший родственник является частью рода. Правильно проведенный обряд сообщает ему статус духа – предка и обеспечивает счастливую жизнь потомкам. Чжуаны так же верят в перерождении души в новом теле, и обряд похорон определяет также, насколько успешно дух человека может воплотиться снова.

Обряд похорон обычно на третий день после смерти и проходит следующим образом.
Тело умершего человека первым делом выносят в главный зал дома, Минтан, где находятся алтари. Именно здесь находится алтарь Неба, Земли, государя, наставников и старших и именно здесь проводятся все обряды, как брачные, так и траурные.
Суть обряда похорон заключается в том, что бы создать пространство превращения для души умершего человека, помочь сознанию очиститься и стать чистым духом. Чжуаны верят, что душа человека совершает путешествие после смерти в обитель всех духов или в мир небожителей, совершает превращение в чистое сознание, и забота оставшихся на земле родственников поможет пройти этот путь.
Тело человека омывают ароматной водой с листьями цитруса, персика, вареного имбиря. Перед тем, как уложить тело в гроб дети и родственники начинают громко рыдать, а затем поют траурную песню. Одновременно с этим разливается вино для поминовения усопшего. Бронзовыми монетами заслоняют глаза, прикрывают рот, или же просто кладут клейкий рис номи, чайные листья. Эта пища, ее аромат, насытит дух человека во время странствия на Небо. Умершему дают так же денег, чтобы дух человека мог откупиться от разбойников.
Родственники приглашают ведуна для совершения обряда «открытие дороги», указание душе умершего пути на Небо с помощью чтения молитв. В ином случае душа покойного станет бесприютной, и будет слоняться по четырем сторонам света. В итоге такое сознание сильно замутняется, душа может стать нечистой сущностью, и воплотиться в виде злого человека, способного на преступления.
Существует также обычай киноварью окроплять пять органов чувств умершего. Этот обряд носит название «освещение» или дословно – «открытие света». Свет – образ чистого сознания, «открывая свет», чжуаны помогают душе человека покинуть плоть тела и стать светом.
Пришедшие на похороны бьют в барабаны, запускают хлопушки. Этим создает обрядовое пространство, что позволяет проживать смерть родного в правильном состоянии, проводить его дух в иной мир. В некоторых районах, дети на похороны родителей приглашают мастеров пения, которые наряжаются в дядю (со стороны матери) и племянника. Они исполняют песню «Плач по умершему» с самой ночи до зари в форме вопросов и ответов, прославляя добродетель умершего и рассказывая о том, что надо всегда почитать старшее поколение.
У чжуанов есть еще один обычай. На третий год со дня смерти человека проводятся «вторые похороны», когда останки человека перекладывают из гроба в фарфоровую банку, а затем ее помещают в горную щель. И вновь совершается обряд похорон с начала и до конца.
Только после этого ритуал можно считать завершенным - умерший, наконец, получает статус Духа предков, 祖先神. На домашнем алтаре ставят табличку с именем, и отныне ему делаются подношения и поклоняются все члены семьи, к нему обращаются за советом или просьбой.
Что касается людей, умерших не своей смертью, то их считают не духом, а замутненной, нечистой сущностью. Поэтому труп умершего обязательно сжигается, прах развевается в огненной яме. Только после выполнения этого обряда дух умершего, очистившись, получает статус Духа предков.
Понятие «семья» в китайском языке означает одновременно дух предков, который охватывает пять предыдущих поколений, начиная с прапрадедов и прапрабабушек, которые и называются предками семьи. Так образуется род как таковой, корни которого уходят в далекое прошлое, к первопредкам. Таким образом, и рождение, создание семьи и смерть, являются частями непрерывной нити жизни, внутреннего потока времени. Суть обрядов состоит в упорядочивании жизни человека и сообщении ее с божественным началом.


Опубликовано : 11.02.09 | Просмотров : 1665