Исследование гор Куньлуня и малых народностей Китая Чилицзе

30-го числа 1-го месяца, который в этом году приходится на 24 февраля народ чжуанов отмечает праздник Чилицзе. Слово «Чили» переводится с чжуанского языка как «праздновать, чествовать». Праздник Чили также называют «Поздним празднованием Нового года».
Как нам уже известно, у Чжуанов принято отмечать торжественные праздники по нескольку раз. Дважды проводят похороны, отмечая переход души в другое состояние. Дважды отмечают новый год. Первый раз – его приход, второй – чествуют год, вступающий в силу «по-настоящему». Празднование начала года является общим действием, запускающим настрой на весь год.
Чилицзе начинается с обрядов очищения, смысл которых заключается в убирании всего старого и освобождение пространства для свежей силы времени.
В этот день на рассвете девушки со всех деревень сбегаются к берегу реки или к колодцу за новой водой. Все, что будет выпито членами семьи в этот день, включая воду, которая будет использована для приготовления праздничного обеда, обязательно должно быть свежим.
Существует примета, по которой гадают, каким будет урожай в этом году. «Свежую воду» сразу же взвешивают и сравнивают со «вчерашней водой». Если «новая» вода оказывается тяжелее, то стоило ожидать богатого урожая. В этот день все без исключения, от мала до велика, стригут волосы и принимают ванну – «принимают перемены времени».
После этого люди приступают к очищению пространства дома, проводят уборку, стирают белье, дружно натирают домашнюю посуду, серебро, мебель. Стены дома украшают парными надписями, меняют божеств-хранителей входа, которые оберегают дом от нечистой силы и сглаза.
В каждом доме царит праздничная атмосфера – абсолютно такая же веселая и оживленная, как и в день Нового года.
На улицах и площадях устраивается торжественные праздничные шествия. Люди исполняют танцы львов, поют песни, пускают фейерверки, жонглируют фонариками в форме дракона. Особенно чудесно праздничный танец дракона. Сам «дракон» представляет собой бумажную голову дракона и хвост, склеенные воедино. Тело дракона – это длинный кусок ткани с узорами драконьей чешуи. Посередине выделываются 9 коленцев, каждая из которых имеет свою жердочку. Во время исполнения танца дракона каждый берется за жердочку, образуя некий хоровод, и пускает единую волну. Обрядовые танцы являются действом, через которое сообща переживается общие образы. Для чжуанов, как и для китайцев – хань – это образ дракона, который понимается через предания.
Дракон является образом силы потока времени, его превращений и преобразований. Совместное осмысленное переживание обрядовых действий наполняет осмысленностью образ жизни людей, делает их сопричастными к таинствам превращения мира.
На праздник Чили-цзе юноши и девушки собираются по парам и на склоне горы и поют веселые горные песни. Так продолжается 3 дня и 3 ночи. Подобно тому, как силы Небо и Земля весной сообщаются, творят все сущее, люди объединяются в праздновании, радостном соощущении, сопереживании движения силы времени, весеннего рождения, что позволяет осознанно жить в течение всего года.
Ближе к вечеру тридцатого лунного дня совершаются обряды приношения духам. Каждый берет предметы для жертвоприношений (это может быть свиная голова, рыба, печенье, сахарный тростник или фрукты) и поклоняются богу Шэ-гуну, Небу и Земле, Духам предков (родовым духам).
Шэ-гун – это имя духа Земли (社公), который защищает народ всей деревни. В центре поля устанавливают алтарь, на котором делают подношения. Алтарь стоит в серелине поля, откуда распространяется сила и энергия по сторонам света, обеспечивая хороший урожай. Ежегодно в канун Нового Года и на Чилицзе каждая семья заготавливает вино и мясо. Во время поклонения старейшина деревни собирает всех жителей вместе. Они спрашивали у духа Земли, какие дела необходимо выполнить в будущем году, от каких действий воздержаться. Молодожены обязательно приносят дары. Если в семье есть новорожденный, его родители перед алтарем раздают людям красные яйца. Мальчики, которым исполнилось полных 3 года, поклоняются алтарю вместе с родителями. Всем жителям раздают мясо петуха и вино, и кусочки сахара.
Поклонение духам Неба и Земли, осмысленное переживание единства мира, позволяет силе духа жить в теле народа, в теле каждого человека. Образы Неба и Земли, единые для всех людей, объединяют народ общим переживанием целостного образа мира. Сообщение с духами предков, выражение уважения и почтение, устанавливает связь между поколениями, позволяет силе жизни течь потоком через сознание людей по кругам времени.
За ужином каждая семья также поклоняется своим родовым духам и подносит дары, возлагая их на алтарь. Здесь сжигают ритуальные бумажные деньги, выражая почтение духам предков. После семья может приступить к еде. Праздничный ужин обязательно делят на две части, и его едят на протяжении двух дней. После ужина вся семья собирается у костра и бодрствует на протяжении всей ночи.
Для Чжуанов праздник Чилицзе – это даже более торжественный праздник, чем Праздник Весны, поскольку во время «ханьского нового года» все еще ощущается присутствие старого года, тогда как на Чилицзе новая жизнь окутывает всех с головой. Чжуаны давно заметили, что праздник Чилицзе отмечается всегда «легче, веселее и задорнее», особенно молодыми людьми, которые с радостью вместе поют, танцуют веселятся. Несмотря на то, что чжуаны отмечают ханьский новый год, для них он окончательно начинается только после празднования Чилицзе.


Опубликовано : 25.02.09 | Просмотров : 1241