Книга Перемен (И Цзин) Короткие определения подходов к Переменам или ответы на собственные вопросы

Я живу в мире ощущений. Мир ощущений — это постоянный поток, сопряжённый с моей способностью отслеживать его. Все ощущения движутся в одну сторону, однонаправлено.

Я способен поворачивать отслеживающий центр, обращать внимание. Относительно потока ощущений я способен двигаться с разной скоростью в зависимости от степени плотности или разреженности моего внимания.

1. Мир моих ощущений — это отражённая реальность. В Книге Перемен описывается отражённая реальность с учётом изначального отражения. Речь в ней всегда идёт о системе отражений и искажений. Но для того, чтобы объяснить систему их (отражений-искажений) функционирования, используются образы, которые сами по себе являются носителями отражений-искажений. Вот почему так сложно. По-простому ничто вообще не работает. Сам знаешь.

1.1. Основная структурная единица Книги — это знак в виде фигуры, состоящей из шести уровней, на которые помещаются два вида значков. Чаще всего они изображаются в виде прерванных и целых чёрточек. Но в некоторых ситуациях могут обозначаться точками, кружками, числами и другими графическими символами, обозначающими два основных качества бытия, самых главных свойства, какими бы названиями они не назывались в разных системах ценностей.

Шестичленные фигуры называются по-китайски ГУА. ГУА могут обозначать не только шестичленные комбинации уровней, но и другие единицы знаковых систем. В частности существуют трёхуровневые ГУА. Есть также несколько других типов ГУА, принципиально отличных от шести- и трёхуровневых

В контексте Книги Перемен они могут читаться как указатели, обращающие моё внимание на грани шести уровней структуры ситуации отражённой в понятийных категориях, неразрывно связанных с комплексами психофизических ощущений. Ощущения связываются с понятиями посредством образных структур.

Выделим три уровня в структуре сознания. Понятия, образы и ощущения. Понятия соответствуют уровню сознания. С понятиями манипуляции совершаются посредством направления на них внимания и следующего за этим создания фазы восприятия. Каждое понятие опирается на образную среду, точнее, на последовательность образов. А образы, в свою очередь, уходят на психофизические ощущения. Понятия — это связь состояний и настроений. Образы это связь чувств и эмоций. Более точные структурные определения состояний, настроений, чувств, эмоций и ситуаций приводятся ниже. Вместе с ощущениями, являющимися базовым компонентом внутреннего пространства человеческой деятельности, они составляют шестичленную конструкцию знака ГУА.

1.2. Среда сознания представляет собой пространство, в котором происходит моделирование и проигрывание любых вариантов развития всех возможных внутренних и внешних ситуаций. В этом пространстве возможны шесть типов действий. Они ощутимо воспринимаются человеком в среде сознания. Они являются элементами аналитико-прогностического комплекса.

Анализ-прогноз — это неразрывная связка. Это постоянное качество мышления. На уровне понятийных манипуляций оно связывает прошлое и будущее. Этот тип действия позволяет менять отношение к происходящему.

Принятие решений заключается на самой первой стадии этого процесса в принятии нового отношения к изменяющейся во времени системе ценностей. То есть, принимая решения, вы позволяете потоку времени менять структурный баланс пространства вашего сознания. Это даёт возможность естественно проявлять иные типы реакций на внешнюю среду. Внешняя и внутренняя среда отражаются друг в друге по определённым законам.

Во внутренней среде шесть типов действий представляют собой внимание-восприятие, вдох-выдох, движение-ощущение. В какую бы сторону внутреннего мира не обратилось твоё внимание, оно обязательно взаимодействует с образными, более или менее свежими следами вышеназванных шести элементов.

1.2.1. Внимание — это концентрация субстанции сознания. (Конечно же, субстанция сознания представляет собой условное название). «Субстанция сознания» - образное название.

1.2.2. Восприятие — это рассеяние субстанции сознания.

1.2.3. Вдох — это концентрация субстанции дыхания.

1.2.4. Выдох — это рассеяние субстанции дыхания.

1.2.5. Ощущение — это концентрация субстанции тела.

1.2.6. Движение — это рассеяние субстанции тела.

Слово субстанция может быть произвольно заменено словом энергия. В китайской традиции употребляется термин Дыхание-ци. Энергия в этом контексте эквивалентна понятию способности ритмических переходов от концентрации к рассеянию и в трансформации субстанций с уровня на уровень.

В обычных процессах человеческой деятельности ситуация складывается из ощущений, которые реализуются в движениях обычных поведенческих реакций, переходят в комплексы ощутимых эмоций, которые непосредственно связаны с фазой выдоха. Вы можете сами увидеть эти ощутимые грани вашего бытия в процессе простого наблюдения.

Таким образом, понятие энергии можно определить как способность мониторинга ощутимых процессов во внутренней среде пространства человеческого сознания.

Энергия непосредственно связана со временем.

2.Любая ситуация всегда находится в одной из фаз. Этих основных фаз или этапов развития ситуации четыре. Если формулировать их названия с точки зрения психологии состояний в процессе деятельности, то получим такие названия действий-состояний-ощущений.

1. Намеревание
2. Проводимость.
3. Осуществление.
4. Удержание.

Мир рассматривается как поток безатрибутивных качеств, и в этом потоке центр твоего внимания формируется этим потоком. Он (поток) определяет предметы, притянутые твоим видением, и потому легче определять реализацию его действия с точки зрения ситуаций. До определённого этапа развития человека суть его постижения мира определяется качеством ценностей, с которыми он взаимодействует, и которые определяют форму его полей принадлежности. Потому в мире обыденного восприятия представляется, что у меня есть активное намеревание, связанное или, точнее, выражаемое связкой мотивации и целеполагания. Целеполагание соединяется с определённой комбинацией предметов, личностных понятий и коммуникационных связей в поле сообщения. Но в действительности всеобщего потока цель является лишь результатом внутреннего изменения. Потому в отражённом свете личностного восприятия в тёмном зеркале отсутствия видения, когда проступает первая туманность собирающегося случиться небытия, в качестве корректирующего механизма подключается первое действие намерения. Действие намерения — это намеревание. Это действие по приёму волны.

2.1. Намеревание: подразумевает изначальное действие, ещё не сформулированное словесно, но включающее в себя наведение на цель в поле своего видения. Это основное усилие, которое очень важно, так как точность начального импульса подразумевает и точность его реализации.

Если говорить о четырёх этих действиях с точки зрения состояний духа, то намеревание будет представлено намерением или замыслом.

2.2. Проводимость: подразумевает этап формулирования и внутреннего выражения, оформления намерения в ясные формы. В поле видения проявляются чёткие очертания происходящего события, в котором вычленяются составляющие его ценности, которые меняют своё расположение в конфигурации ситуации. Следовательно, происходит перемещение полей принадлежности. В техниках работы с Книгой Перемен существует понятие шести родственных связей. Эти шесть родственных связей и определяют закономерности изменения полей принадлежности.

В состояниях проводимость будет выражением или сообщением

2.3. Осуществление: подразумевает проявление результатов действия намеревания. Оно представляет результат циклического процесса, когда действие намеревания соединяется (сообщается с, выражается в) плодах урожая.

В состояниях это суть или предмет.

2.4. Удержание: подразумевает удержание результата или его сути в промежутке проявления новой волны, которая обязательно является продолжением предыдущей.

В состояниях — это вера.

Состояние — это общая конфигурация пространства сознания, воспринимаемая в ощущениях носителем-обладателем данного пространства в данный момент.

3. Четырёхчастное колесо ситуации в процессе развития обязательно проходит через шесть уровней ощутимости. Эти уровни могут быть приблизительно с точки зрения «мотивации-целеполагания» сформулированы следующим образом:

3.1. Мотивирование (ему соответствует ощущение побуждения и формулирование установки).

3.2. Тактические действия (начало движений на уровне стереотипных поведенческих реакций).

3.3. Стратегирование (ощущение и представление основных этапов выведения ощущений в пространство временных волн внешнего мира, в которых учитываются ответные импульсы, порождаемые внешним миром в результате твоего воздействие на него изнутри).

3.4. Идеологизация (обязательное соотнесение данного действия с планом ценностей более высокого порядка, возможно морально-этического, национально-государственного, космического, вселенского и т.д., включающее в сферу осмысления иные масштабы видения ситуации в мире и мира в ситуации).

3.5. Осознание (создание или расширение системы видения, приводящее к выводу всех твоих существующих точек зрения за пределы ситуативных координат мотива-цели, пользы-выгоды, помещающее тебя в масштаб вселенского потока, расширяющее границы твоего познания-знания).

3.6. Про-видение (необходимое усилие не по внутреннему представлению, а именно по заглядыванию за грань ощутимого мира).

4. Для того чтобы разобраться в терминах, в огромном количестве присутствующих в Книге Перемен, нужно понять, что описывают знаки-гуа, составляющие основные структурные единицы И Цзина. Если мы возводим эти знаки в ранг высшей ценностно-образующей единицы, тогда появляется возможность определить все остальные понятия, которые соподчинены в данной иерархии.

5. Следовательно, вопрос, что такое знаки-гуа?

Когда мы открываем Перемены, представленные в виде книги (существуют разные формы представления Перемен, не только в виде текста Книги Перемен, есть ещё разные порядки знаков и техники манипуляции с этими знаками), мы видим, что книга строится вокруг порядка знаков, которые располагаются в определённой последовательности. Знаки образованы двумя видами чёрточек. В знаке шесть чёрточек. И, в свою очередь, каждый знак из шести чёрточек делится на два знака по три чёрточки. Знаки называются гуа.

Шестичленный знак-гуа описывает конфигурацию потоков силы в сфере личностного внимания.

То есть постоянно существует шесть потоков, они образно называются в Книге шестью драконами, под которыми правитель поднимается на Небо. Небо эквивалентно времени в нашем понимании. То есть можно понимать, что, разбираясь в устройстве, динамике этих постоянно присутствующих потоков силы, правитель способен понять сущность времени, и, следовательно, пространство его сознание начинает отражать только время, которое включает и вмещает в себя представления о материальном пространстве.

Наличие шести потоков силы, которые называются уровнями яо, есть постоянная величина. Они распределены по позициям, имеющим свои обозначения. И каждому значку, занимающему своё место в структуре шести силовых линий (имеющих эквиваленты психофизических ощущений), приписывается, согласно определённой логике, ряд значений, категорий, соответствий.

То есть любое понятие, через которое ты обозначаешь предмет, имеет эквивалент психофизического ощущения. Психофизические ощущения тоже выстраиваются по классификационным закономерностям.

С помощью изучения, анализа, созерцания, ощущения конкретного знака-гуа, соотнесённого с конкретным источником тревожных ожиданий, отражающем мои предположительные оценки возможного развития ситуации, я получаю доступ к аналитическому инструментарию второго порядка. Анализируются потоки ощущений, которые являются потоками силы и, следовательно, соотносятся со структурой фазовых переходов волны времени, циклической закономерностью. Таким образом, у меня появляется возможность разложить клубок ощущений (именно в наличии непонятности и путанице ощущений состоит суть тревоги) на составляющие, и соотнести ощущения с понятийными рядами психосоциального характера, в которых я в силу своей социальной природы имею возможность простраивать стратегии действий, принимая решения о тех или иных типах реакции на возможные рисунки обстоятельств в процессе развития ситуации.

6. Привычный перевод основных понятий не всегда позволяет построить уместный и непротиворечивый контекст. Термины цзи и сюн, определяют возможность реализации намерений относительно данной конфигурации обстоятельств и состояний, называемых ситуацией. Они могут обозначаться словами «получается» или «не-получается», «выходит» или не-выходит», «успех» или «безуспешность», «удача» и «неудача». Они указывают на оптимальную конфигурацию обстоятельств и состояний в результате проведения намерения или выражения замысла в определённую расстановку предметов.

7. Уровни:

– Первый — физические ощущения
– Второй — эмоциональные движения*
– Третий — чувства**
– Четвёртый — настроения***
– Пятый — состояния****
– Шестой — ситуации*****

*Физические ощущения внутреннего характера. Выражаются в ощущениях упругости-податливости, пустоты-полноты, тянет- подёргивает, распирает-сосёт, приятно-больно, тянет-отпускает и т.д. Ещё никак не связанны с настроением ума на уровне создания понятийных связей. А именно построение (настройка) логически непротиворечивых понятийных связей позволяет принимать решения и строить стратегические прогнозы.

** Эмоциональные движения. Плохо контролируемые выражения погружения во внутренний мир физических ощущений. Эти движения являются знаками траты энергии в результате искривления потоков и определяются как гнев и экзальтация, печаль и задумчивость, страх и довольство. Традиционные китайские теории питания жизни подчеркивают необходимость контроля именно этих эмоциональных движений, ибо в результате постоянного воздействия на организм они разрушают целостную систему поддержания баланса в энергетике тела.

*** Чувства. Под чувствами мы понимаем коммуникационные связи более длинного характера, чем эмоциональные движения, и в частности, гневливость или раздраженность в аспекте чувств может выражаться устойчивой ненавистью. Экзальтация может быть любовью. Т.е. здесь речь идет о любви и ненависти, дружбе и верности.

****Настроения. Также как и чувства, они соотносятся с планом дыхания, соединяя пространство сознания с пространством тела. Поэтому настроения являются вдохом состояний и выдохом чувств. Тогда как чувства — это вдох эмоциональных движений и выдох настроений. Настроения определяются качествами и являются атрибутами, а не сущностями.

*****Состояния. Всего насчитывается три основных состояния. А именно: состояние тела (здоровье), состояние дыхание, состояние сознания. Они также определяются качествами, и сами управляют четырьмя аспектами пространства сознания, которые лежат под ними, т.е. ощущениями, эмоциями, чувствами и настроениями.

******Ситуации. С точки зрения обыденного сознания, ситуации представляют собой конфигурации внешних предметов и отношений с предполагаемыми траекториями развития структуры полей принадлежности и перераспределения ценностей в коммуникационных контекстах. В действительности, ситуации вытекают из состояний, и только потому, что в современной психосоциальной реальности отсутствуют механизмы непосредственного контроля состояний, в связи с этим нет возможности видеть ситуации как продолжение ощущений, эмоций, чувств, настроений и состояний.

Бронислав Виногродский

Опубликовано : 19.10.07 | Просмотров : 5440