Переводы древних китайских трактатов об управлении 9 шагов совершенствования силы Духа

Выдержки из нового перевода Бронислава Виногродского Книги Перемен с толкованиями, собранными Ли Гуань Ди.

Конфуций. Толкование Книги Перемен. «Привязанные слова»:

Знак ПОВЕДЕНИЕ используется для того, чтобы двигаться, осуществлять действия в ладу. Знак СКРОМНОСТЬ используется для того, чтобы устраивать обряды. Знак ВОЗВРАТ используется для того, чтобы познавать себя. Знак ПОСТОЯНСТВО используется для того, чтобы достигать единства в силе Духа. Знак УБАВЛЕНИЕ используется для того, чтобы удаляться от вреда. Знак ПРИБАВЛЕНИЕ используется для того, чтобы продвигать Пользу, взращивать выгоду. Знак ОТКЛЮЧЕНИЕ используется для того, чтобы уменьшать обиды и претензии. Знак КОЛОДЕЦ используется для того, чтобы различать смыслы. Мягкое ПРОНИКНОВЕНИЕ используется для того, чтобы осуществлять власть.

Лу Цзю Юань толкует: «Знак ПОВЕДЕНИЕ – это то, что с помощью чего достигается лад в движениях». Если в движениях нет лада, это связано с тем, что они не проистекают из обряда. Если способен исходить из обряда, тогда будет лад. Знак СКРОМНОСТЬ описывает устройство обряда. Если сам себя возвеличиваешь, то тем самым не способен исходить из обряда, а если принижаешь, то сам собою управляешь и тогда способен сам себя ограничивать и действовать с помощью обряда.

«ВОЗВРАТ – это то, с помощью чего себя узнаешь». Когда сам себя преодолеваешь, значит, способен возвращаться к добру, восстанавливать добро. И нет тогда зависимости от других людей.

«ПОСТОЯНСТВО – это то, с помощью чего достигаешь единства в силе Духа». Если нет ПОСТОЯНСТВА, тогда есть и разнородное множество. А если есть ПОСТОЯНСТВО, тогда заканчиваешь в едином, и начинаешь, тоже возвращаясь к единому. Следовательно, в течение времени с каждым днем обновляешься.

«УБАВЛЕНИЕ – это то, с помощью чего убавляешь от себе вред». Вред - это гнев и желания, которые приносят ущерб силе Духа. УБАВЛЕНИЕ приводит к тому, что убавляешь от того, что вредит силе Духа. И если способен убавлять то, что вредит твоей силе Духа, то тем самым вред для твоего тела и личности может быть отдален от тебя. Так движешься по Пути этого отдаления. Это в особенности касается благородного государя, который обязательно действует таким образом.

«ПРИБАВЛЕНИЕ – это то, что развивает, поднимает Пользу, выгоду». Если есть Польза прибавления от себя, то это и есть выгода, Польза. И в Поднебесной среди того, что тебе приносит Пользу, нет ничего более важного, чем добро. И благородный государь, взирая на образы Перемен, меняется и движется в сторону добра. Поэтому и говорится, что продвигает Пользу. И если способен двигаться, меняясь в сторону добра, то таким образом возникает Польза, которая несет радость богатства. Таков этот закон. Также закономерно и то, что по отношению к благородному государю не применяется убавление. Об этом можно и не говорить.

«ОТКЛЮЧЕНИЕ – это то, с помощью чего ты убавляешь количество обид». Благородный государь во времена истощения и опасности продвигает себя в сторону своей судьбы. Если следовать своей воле, то откуда будут обиды? И если развить, постичь смысл знака ОТКЛЮЧЕНИЕ, то не обязательно, что истощение сил, опасность, вред и затруднения достигнут тебя. Когда на Пути возникают обстоятельства в которых невозможно продвигаться – это всегда указывает на знак ОТКЛЮЧЕНИЕ. И в таких обстоятельствах благородный государь обращает взор на самого себя, возвращается к самому себе. И никогда не сетует, не обижается.

«КОЛОДЕЦ – это то, с помощью чего различают смыслы». Смысл благородного государя состоит в том, чтобы уравновешивать вещи. И КОЛОДЕЦ, который питает людей, позволяет прояснять смыслы для государя.

«ПРОНИКНОВЕНИЕ – это то, чем осуществляется власть». Плавное ПРОНИКНОВЕНИЕ и Послушность закону – это то же самое, что и власть над вещами. Если ты следуешь легкому и тяжелому, находясь в созвучии с ними, тогда движение и покой тоже уравновешиваются и сменяют друг друга как положено. И в таком состоянии никогда не обуславливаешь определённой решительностью своего противоречия закономерностям.

Порядок этих девяти знаков определяет основы того, как благородный государь совершенствует себя. Из этого ряда нельзя убрать ни одного знака.

Опубликовано : 24.10.11 | Просмотров : 2254